ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ О ЗАЩИТЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ, БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕРЕВООБРАБОТКЕ

Фото проектов: (607) >>

Склады (53)
Производства (81)
Пищевые цеха (28)
Лаборатории (15)
Автосервисы (70)
Офисы (71)
Магазины (32)
Рестораны (25)
Жилье (55)
Больницы (29)
Школы (19)
Коридоры (36)
Общий вид (57)
Технология (16)

Последняя новость:
Проведён авторский мастер-класс для ряда подрядных организаций по технологии укладки полимерных покрытий пола...

Скидка
На всю полимерную продукцию для пола -
скидка 2%.


Быстрый переход к инфоблоку:
Огнезащита > > > Изоляция > > Архитектура > > Двери > > Строительство > > > > > > > > > Окраска металла > > > Бетон > Краски > Вентиляция > Строительные материалы > > > > > > > > > Кровля > > Плитка > Теплоизоляция > Смеси > Оборудование

Каталог цветов RAL
Цветовой стандарт для предварительной оценки цвета.

Каталог цветов TVT:
Стандартная карта
цветов Tikkurilla
Monicolor Nova


Создание сайта
КАФТ
ПОИСК ПО САЙТУ ГЛАВНАЯ - НАЛИВНЫЕ ПОЛЫ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ ПОЛЫ, УСТРОЙСТВО ПОЛА
Современные строительные материалы и строительные технологии в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске
КАРТА САЙТА

Уважаемый посетитель! Добро пожаловать на сайт, посвященный современным строительным материалам и технологиям. Если Вы не нашли необходимую информацию, пожалуйста, воспользуйтесь поиском.

Безопасность в строительной деревообработке (о концепции технических регламентов)

С июля 2003 года в действие введен Федеральный закон “О техническом регулировании”. Он призван регулировать отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных (в виде технических регламентов) или добровольных (в виде национальных стандартов и стандартов организаций) требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Закон устанавливает, что технические регламенты должны быть приняты до 2010 года.
Технические регламенты (ТР) — новый вид документа, определяющего правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований на всех стадиях существования продукции — от ее создания до утилизации. ТР принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды и др. Технические регламенты принимаются международным договором Российской Федерации или федеральным законом, или указом президента РФ, или постановлением правительства РФ. ТР должны устанавливать, с учетом степени риска причинения вреда, минимально необходимые обязательные требования, обеспечивающие следующие виды безопасности (п. 1 статьи 7 Закона):

  • безопасность излучений,
  • биологическая безопасность,
  • взрывобезопасность,
  • механическая безопасность,
  • пожарная безопасность,
  • промышленная безопасность,
  • термическая безопасность,
  • химическая бе зопасность,
  • электрическая безопасность,
  • ядерная и радиационная безопасность,
  • электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, а также единство измерений.

Закон не содержит определений видов безопасности, как и понятия “степень риска определения вреда”. В статье 2 “Основные понятия” приведены определения только терминов “безопасность” и “риск”. Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде и др. Риск определяется как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и т.д., с учетом тяжести этого вреда. Вероятностный характер риска актуализирует необходимость единого методического его обеспечения.
Надо полагать, что массовой разработке ТР должна предшествовать обстоятельная методология их создания, в которой, очевидно, будут детально рассмотрены виды безопасности и их нормативная база, а также даны методики определения степени риска причинения вреда и тяжести вреда. Пока такой методологии нет.
Законом установлены два вида ТР: общие и специальные. Требования общего ТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства (эксплуатации и т.д.), а требованиями специальных ТР учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства (эксплуатации и т.д.).

Общие ТР в соответствии с п. 4 статьи 8 Закона принимаются по вопросам:

  • безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
  • безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
  • пожарной безопасности;
  • электромагнитной совместимости;
  • биологической безопасности;
  • экологической безопасности;
  • ядерной и радиационной безопасности.

Понятие “экологическая безопасность” не содержится в общем перечне видов безопасности, приведенном в статье 7 Закона, и, видимо, должно дополнять этот перечень.
Специальные ТР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства (эксплуатации и т.д.), степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим ТР.
Представляется важным положение п. 8 статьи 7 Закона о том, что в качестве основы для разработки проектов ТР могут быть полностью или частично использованы международные и/или национальные стандарты.
Национальные стандарты России, как следует из статьи 11 закона, должны разрабатываться с целью повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, экологической безопасности и для обеспечения научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг),
рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости продукции и с целью содействия соблюдению требований ТР. Стандарты организаций в соответствии со статьей 17 Закона должны разрабатываться с аналогичными целями, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Логическая первичность ТР для разработки стандартов в законе не закреплена и, скорее всего, определится после и по результатам переходного периода, т.е. после 2010 года.
Закон, таким образом, определяет новую структуру национальной системы нормирования качества продукции и его обеспечения на всех этапах промышленного производства только в виде обязательных ТР и добровольно применяемых стандартов. Неясность с правомочностью документов иных видов (ТУ, СНиП, СП, ТСН и др.), составляющих элементы долгое время действовавшей отечественной системы нормирования и стандартизации в строительстве, не может не вызывать вопроса о достаточности и устойчивости новой системы. Эта ситуация требует отдельного детального рассмотрения.
Реализация Закона в строительной деревообработке должна, во-первых, учитывать особенности видов продукции и условий ее производства (эксплуатации и т.д.), во-вторых, базироваться на обширной действующей нормативной основе (ГОСТ, СНиП и др.) и, в-третьих, максимально инициировать разработку и применение стандартов организаций с целью апробации положений, норм и требований общих и специальных ТР и новых национальных стандартов.
Прежде всего представляется целесообразным подразделить строительную деревообработку по входному объекту производства: цельная древесина и измельченная древесина. Если из цельной древесины получают многообразные детали и изделия (окна и двери, погонажные детали, паркетные доски и щиты, комплекты деталей для малоэтажных и др. зданий), то на основе измельченной древесины изготовляют различные плитные материалы (ДВП, ДСП, МДФ, ОСБ и т.п.). Объект производства определяет тип производства по критериям пожарной, экологической, химической безопасности, взрывобезопасности и др.
По условиям эксплуатации и по своему назначению детали и изделия из цельной древесины подразделяют на несущие (балки, брусья, прогоны и т.п.), ограждающие, декоративные (наличники, карнизы и др.). Во многих случаях функциональное подразделение характеризуется совмещенностью функций, например в брусьях стен, досках пола, паркетных щитах и др. Очевидно, что по степени риска причинения вреда и его тяжести должны быть выделены несущие детали, изделия, конструкции, предназначенные для восприятия значительных эксплуатационных нагрузок и разрушение которых может привести к потере устойчивости здания или сооружения.
Несущие детали, изделия и конструкции могут изготавливаться из цельной или клееной древесины, с применением различных способов соединения деталей. Это, надо полагать, не должно влиять на нормативную степень риска таких деталей, изделий и конструкций, но определять дополнительные требования к процессам их производства, эксплуатации, хранения и др. В частности, требования экологической безопасности не будут одинаковыми в производстве профильных деталей (погонажа) из цельной древесины и при изготовлении деревянных клееных конструкций с применением синтетических и полимерных материалов.
Изложенные аспекты аргументируют целесообразность разработки общего ТР, регламентирующего параметры безопасности деревообрабатывающих производств и основных видов продукции деревообработки, и специальных ТР, определяющих требования к тем видам этой продукции и условиям их производства (эксплуатации и т.д.), которые могут характеризоваться более высокой степенью риска причинения вреда, чем по общему ТР. Первоочередными должны быть специальные ТР на изделия деревообработки, выполняющие несущие функции в строительных конструкциях зданий и сооружений. Выше отмечалось, что к ним относятся балки, брусья, прогоны и т.п. изделия, изготовляемые как из цельной, так и из клееной древесины.
Представляется очевидным, что при разработке общих и специальных ТР для деревообработки должны быть, во-первых, определены только те виды безопасности (по п. 1 статьи 7 Закона), которые присущи данному производству и видам продукции, и, во-вторых, учтены имеющиеся нормативные документы, например, СанПиНы, НПБ, СНиПы, ВСН и др. Эти документы аккумулируют многолетний опыт обеспечения безопасности при производстве и применении продукции. Вместе с тем положения этих документов должны быть проанализированы и при необходимости уточнены с учетом опыта других стран и отечественных разработок последних лет. В частности, опыт нормирования огнестойкости деревянных несущих конструкций в европейских странах свидетельствует о необоснованной жесткости отечественных нормативов.
При разработке общего ТР важно не только пронормировать общепринятые в деревообработке виды безопасности (пожарная безопасность, взрывобезопасность производственных зданий, промышленная безопасность при изготовлении продукции, механическая безопасность — как прочность и долговечность несущих конструкций из древесины, экологическая безопасность, особенно при использовании смол, клеев, лаков, красок и т.п. материалов), но обратить внимание на радиационную безопасность. Объясняется это возможным поступлением древесного сырья из лесных массивов, имевших или имеющих радиационное загрязнение. Одновременно будет стимулироваться сертификация лесных ресурсов, что предусмотрено рядом международных документов.
Со второго полугодия прошлого года ведется работа по формированию планов разработки ТР. Насколько известно, производственные структуры и их сообщества (ассоциации, союзы и т.п.), равно как и научно-технические общества, в эту работу не вовлечены. Негативные последствия такого подхода к реализации Федерального закона могут быть весьма значительными. Хотя формально министерства и ведомства, активно предлагающие свои услуги по разработке ТР, упрекнуть невозможно. Потому что п. 2 статьи 9 Закона гласит: “Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо”. Физическое или юридическое и, видимо, даже лицо без гражданства.
Ущербность такого метода видится, прежде всего, в том, что в процессе разработки новой технической конституции (а совокупность ТР и стандартов образуют ее) не участвуют ее завтрашние исполнители. Не инициируется их интерес не только к завтрашним ТР и стандартам, но и изучение самого Закона. А по некоторым данным, даже на большинстве крупных предприятий страны в конце прошлого года об этом Законе ничего конкретного не знали. В такой ситуации несложно предвидеть сложности восприятия и исполнения ТР и новых стандартов.
Опыт развитых стран мира однозначен: нормотворчеством должны заниматься в основном профессиональные сообщества. Кроме очевидных технических преимуществ, это характеризует реалии гражданского общества.
В России идет процесс создания и развития профессиональных сообществ. Их количество и реальные дела еще далеки от оптимальности, но тем важнее сейчас вовлекать их в масштабные работы государственного уровня. Многие из них, надо надеяться, воспользуются в полной мере правом разработки и применения своих стандартов, что предусмотрено статьей 17 Закона. Именно такие стандарты особенно восприимчивы в условиях рыночных отношений к новым разработкам, наукоемким технологиям. Формат этих документов, при соответствующем интересе и содействии государства, позволяет апробировать основные положения ТР и национальных стандартов. Система делового сотрудничества федеральных органов и профессиональных сообществ способна многократно усилить эффективность нормотворчества и конкурентоустойчивость отечественного производства. Выстраивание такой системы должно начаться с активного участия профессиональных сообществ в разработке ТР и, естественно, с масштабного и детального изучения и применения положений Закона.


Сайт Bronepol.ru посвящён вопросам применения современных строительных материалов и технологий в условиях промышленного и гражданского строительства. Информационные разделы проекта содержат описания отечественных и импортных строительных технологий и регламенты на строительные и отделочные материалы.
Со всеми вопросами и пожеланиями, пожалуйста, обращайтесь на e-mail: info[@]bronepol.ru