ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ, СОВМЕСТНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ, РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТОВ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ

Фото проектов: (607) >>

Склады (53)
Производства (81)
Пищевые цеха (28)
Лаборатории (15)
Автосервисы (70)
Офисы (71)
Магазины (32)
Рестораны (25)
Жилье (55)
Больницы (29)
Школы (19)
Коридоры (36)
Общий вид (57)
Технология (16)

Последняя новость:
Проведён авторский мастер-класс для ряда подрядных организаций по технологии укладки полимерных покрытий пола...

Скидка
На всю полимерную продукцию для пола -
скидка 2%.


Быстрый переход к инфоблоку:
Огнезащита > > > Изоляция > > Архитектура > > Двери > > Строительство > > > > > > > > > Окраска металла > > > Бетон > Краски > Вентиляция > Строительные материалы > > > > > > > > > Кровля > > Плитка > Теплоизоляция > Смеси > Оборудование

Каталог цветов RAL
Цветовой стандарт для предварительной оценки цвета.

Каталог цветов TVT:
Стандартная карта
цветов Tikkurilla
Monicolor Nova


Создание сайта
КАФТ
ПОИСК ПО САЙТУ ГЛАВНАЯ - НАЛИВНЫЕ ПОЛЫ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ ПОЛЫ, УСТРОЙСТВО ПОЛА
Современные строительные материалы и строительные технологии в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске
КАРТА САЙТА

Уважаемый посетитель! Добро пожаловать на сайт, посвященный современным строительным материалам и технологиям. Если Вы не нашли необходимую информацию, пожалуйста, воспользуйтесь поиском.

Эффективная инвестиционная политика. Основные направления мобилизации денежных средств в условиях их дефицита

Основными направлениями мобилизации денежных средств могут быть: развитие рынка ценных бумаг; развитие системы инвестиционных фондов; привлечение иностранных и частных инвесторов; кредитные возможности финансовых структур.

Рынок ценных бумаг становится активной частью финансовой системы России. Он органично дополняет денежный рынок и рынок бюджетных ссуд. Его основными задачами должны являться: обеспечение гибкого перераспределения инвестиционных ресурсов; привлечение финансов на реализацию инвестиционных проектов; создание условий для стимулирования накоплений и последующего их инвестирования.

Фондовый рынок в настоящее время представлен следующими основными секторами: государственных ценных бумаг, акций и облигаций приватизированных предприятий; ценных бумаг, эмитированных коммерческими банками; муниципальных и областных облигаций и займов; ценных бумаг частных эмитентов, созданных вне процесса приватизации.

Российский рынок ценных бумаг уже обеспечивает решение важных задач экономики: обеспечение доступа предприятий к более дешевому по сравнению с банковскими кредитами акционерному капиталу; неинфляционное финансирование расходной части бюджета при помощи рынка государственных долговых обязательств; вовлечение в экономику средств мелких инвесторов, прежде всего, населения страны, имеющего значительные сбережения.

Потенциального инвестора, работающего на региональном рынке, интересуют инвестиционные возможности разных видов ценных бумаг, которые можно определять по следующим критериям: надежность (экономическая стабильность эмитентов, выпускающих ценные бумаги); ликвидность (возможность быстрой реализации ценных бумаг); жизнеспособность ценных бумаг (возможность получения высоких дивидендов). Инвестиционная привлекательность муниципальных ценных бумаг должна основываться на высоком уровне всех трех предлагаемых критериев. Эти бумаги будут считаться надежными долговыми инструментами, уступающими лишь правительственным ценным бумагам. Тем не менее, по своей надежности они могут быть неодинаковыми. Все будет зависеть, прежде всего, от источника их обеспечения. Наиболее надежными принято считать облигации, выпускаемые городскими и окружными органами самоуправления. Они обычно обеспечиваются налогами на недвижимость, которые являются наиболее устойчивым и предсказуемым источником поступлений.

Своеобразной иллюстрацией применения рассмотренного механизма привлечения инвестиционных ресурсов может являться выпуск московского муниципального займа. Его разделили на 3 вида займов, каждый ориентирован на разные группы инвесторов. Внутренний городской – для юридических лиц; сберегательный – для населения; в иностранной валюте – для юридических и физических лиц. Целевая задача данного займа – это инвестиции в прибыльные объекты. Заем был небольшой. Он составлял менее четверти бюджета. Заем не нес угрозы экономической безопасности города, так как его доля относительно мала по сравнению с той стоимостью, которая сосредоточена в городском хозяйстве в виде недвижимости, активов, ценных бумаг, долей приватизированных предприятий. Объем облигационного займа не составлял и 1% от того, чем располагал город в виде собственности. Это подтверждало его надежность и возвратность. Вместе с тем, заем позволил городу рассчитывать невысокие проценты кредитов, по сравнению с устанавливаемыми коммерческими банками. Еще одной гарантией надежности займа было вложение денег в доходные инвестиционные проекты. Из большого количества подаваемых заявок можно отбирать проекты, более других гарантирующие возвратность средств. Предпочтение следует отдавать проектам тех организаций, которые уже получили юридическое оформление отвода участка под застройку, оформили права собственности. Не менее важно, чтобы эти организации имели бы опыт работы в городе и позитивный кредитный опыт, могли бы предоставить высоколиквидные залоги или гарантии банков.

Установлен порядок реконструкции объектов, при котором городу передается около половины вводимых в эксплуатацию помещений. Все расходы по отселению из зданий проживающих там людей, выполнению подготовительных и строительных работ осуществляет инициатор проекта.

Перспективным направлением вложения средств может являться и оживление так называемого «долгостроя». Суммарная площадь объектов «долгостроя» в Москве составляет свыше 10 млн м². Средняя окупаемость проектов завершения строительства объектов может колебаться от полугода до двух лет.

Доходной областью вложения инвестиций является и строительство коммерческого жилья, офисных помещений. Здесь можно получать с 1 м² построенной площади до 800 долларов США арендных платежей. Срок окупаемости проектов подобного рода составляет около трех лет.

Одним из реальных источников погашения дефицита инвестиций является выпуск жилищных сертификатов. Они выступают в виде разновидности муниципальных ценных бумаг. Их основным достоинством является ликвидность и надежность, гарантированная правительством Москвы. Сертификаты рассчитываются на стоимость квадратных метров площади жилья в районах новостроек. Для обращения сертификатов существует большая и постоянно воспроизводимая объектная база в Москве и ближайшем Подмосковье. Объем эмиссии жилищных сертификатов, выраженный в единицах общей жилой площади, не может превышать размера общей площади строящегося эмитентом жилья, являющегося объектом привлечения средств. Котировки жилищных сертификатов постоянно индексируются, в зависимости от уровня инфляции.

Недостатком программы совместного инвестирования, рассчитанной на москвичей, является приоритетная продажа жилья в районах с неразвитой инфраструктурой. Реализация данной программы позволила выявить ее узкие места: несовершенство нормативно-правовой базы регистрации прав собственника на жилье и эксплуатации домов, построенных с привлечением различных источников финансирования; необходимость проработки процедуры регистрации внебюджетных фондов префектур, созданных в процессе реализации инвестиционной программы города или его административных округов.

Помимо отмеченных трудностей, программа совместного инвестирования жилья обеспечила решение сложных проблем строительного комплекса.

  • Благодаря использованию оптимальных строительных технологий и материалов удается снижать себестоимость одного квадратного метра площади жилья. Кроме того, существуют еще не задействованные резервы снижения себестоимости строительства, следовательно, и дальнейшего удешевления цены одного квадратного метра жилья.
  • Внедряется практика сдачи квартир в доме без окончательной их отделки. Это также уменьшает стоимость одного квадратного метра жилья. Дает возможность будущим жильцам создавать внутренний дизайн по своему вкусу и возможностям.
  • Ведется строительство домов внутри уже сложившихся массивов. Это позволяет не возводить дополнительных объектов инфраструктуры (сетей магазинов, учреждений образования, предприятий бытового обслуживания).

Для интенсификации отмеченного процесса предлагается: предоставлять возможность инвестировать жилищное строительство посредством жилищных сертификатов в престижных районах города; выпускать целевые жилищные сертификаты под реконструкцию старых домов в центре города; дифференцировать продажную стоимость жилищных сертификатов, в зависимости от имущественного и социального положения москвичей; выделять субсидии на оплату жилья очередникам города в виде жилищных сертификатов; предусмотреть возможность выплаты части заработной платы муниципальными ценными бумагами.

Предлагаются следующие варианты размещения жилищных сертификатов.

  • Под приобретение жилья в конкретном доме с заданным сроком ввода его в эксплуатацию (в этом случае срок обращения жилищного сертификата будет совпадать со сроками строительства объекта).
  • Под покрытие недостающей части денежных средств льготными муниципальными или банковскими кредитами.
  • Под выписку обезличенного жилищного сертификата, но с указанием заданного срока строительства (в этом случае владелец жилищного сертификата к концу оговоренного срока получит гарантированное право покупки квартиры в любом районе города, либо получит накопившуюся индексированную сумму денег).
  • Под бессрочный жилищный сертификат (срок его действия будет определяться суммой средств, необходимой для покупки жилья).

Во всех отмеченных четырех случаях покупателю-москвичу должно быть гарантировано предоставление жилья по себестоимости строительства, но с небольшими комиссионными в пользу муниципальных властей.

Для ускорения инвестиционного цикла и для решения проблем неплатежей, Московские жилищные сертификаты (учитывая их ликвидность) могут быть рекомендованы в качестве платежного средства (например, в инвестиционно -строительном комплексе).

В последнее время на фондовом рынке получает широкое распространение вексель. Это еще один вид ценных бумаг, имеющий большие инвестиционные возможности. Вексель является разновидностью долгового обязательства, составленного в строго определенной форме. Он дает бесспорное право требовать уплаты обозначенной в нем суммы по истечении срока, на который он выписан. В настоящее время муниципальные власти прибегают к выпуску векселей для финансирования дефицита бюджета и привлечения средств под свои программы. Вместе с тем сегодня отсутствует четкая регламентация использования векселей. Отсутствует государственное регулирование их обращения. Поэтому вексель стал применяться в качестве заменителя других фондовых инструментов (например, облигаций, сертификатов).

Критерием определения лимита привлечения средств по вексельному кредиту на определенные цели может являться объем расчетов с соответствующими городскими системами (в рамках сумм, предусмотренных для этих целей бюджетными показателями). Банковские векселя будут эмитироваться для двух целей: выполнения расчетных функций предприятий и получения дохода инвестором от их покупки.

Формирование инвестиционных фондов

Основой функционирования инвестиционного фонда должна являться необходимость согласования интересов двух взаимодействующих сторон: во-первых, инвестора, чей интерес будет сводиться к максимизации дохода от вложения средств; во-вторых, городских органов управления, нуждающихся для реализации инвестиционных проектов в дополнительных средствах.

По общепринятому определению, инвестиционным фондом является предприятие (компания), деятельность которого (которой) направлена на то, чтобы вложенные в них деньги поместить в интересах инвесторов (пайщиков) с учетом смешанного риска в активы в виде: ценных бумаг; участия в капитале; вложений в объекты недвижимости. При этом пайщики должны быть извещены о своих правах, вытекающих из этих мероприятий.

Паевые инвестиционные фонды могут быть накопительными, вкладывающими средства в наиболее доходные предприятия, и целевыми, создаваемыми для финансирования конкретного проекта.

Для условий московского региона более целесообразно создание целевых паевых фондов. Они будут аккумулировать средства частных вкладчиков и коммерческих структур для реализации крупных городских программ. Эти программы имеют поддержку и гарантию муниципальных властей. Учитывая, что существуют различные группы инвесторов со своими определенными предпочтениями, необходимо разрабатывать и круг альтернативных способов вложения денег. Помимо инвестиционных, это могут быть пенсионные фонды и страховые компании.

В рамках инвестиционных фондов может быть мобилизован и перераспределен такой нетрадиционный источник инвестиционных ресурсов, как венчурный капитал. Фактически венчурный капитал представляет собой источник долгосрочных инвестиций (от 2 до 5–7 лет). Долгосрочные инвестиции предоставляются компаниям, находящимся на ранних этапах своего развития, и действующим предприятиям для их существенной модернизации (как правило, на условиях акционерного капитала).

Покупая акции (или доли паев) и превращая свои средства в часть собственного капитала инвестируемых фирм, венчурный фонд может рассчитывать на высокую прибыль, значительно превышающую текущую ставку депозитов. Венчурный капитал является прародителем многих современных крупных компаний, особенно в области высоких технологий, биотехнологий, здравоохранения, энергетики, транспорта, сферы потребления и услуг. Все инвестиционные цели, которые могут быть достигнуты на основе венчурного капитала, следует относить к инвестиционным проектам, наиболее актуальным для города.

В целом, в России создание венчурных фондов возможно с участием государства и с привлечением транснационального венчурного капитала. Анализ показал, что в развитых странах структура доноров венчурных фондов включает: частный капитал (5–10%), средства пенсионных фондов (25–35%), страховых компаний (10–15%), корпораций (15–20%), зарубежных инвестиций (10–15%). Однако решающими для «венчурного бума» являются государственные постановления, позволяющие направлять в венчурные фонды часть «долгих денег» (пенсионных и страховых). Ключевыми факторами для применения принципов венчурного финансирования должны становиться наличие квалифицированных кадров и разработка соответствующих нормативно-правовых документов.

Основную роль среди внебюджетных источников выполняют кредитные ресурсы финансовых структур. Прежде всего, это относится к кредитам коммерческих банков. Коммерческие банки работают в двух основных направлениях инвестиционной деятельности: проектное финансирование и приобретение ценных бумаг. Многие банки создают специальные инвестиционные комитеты. В их ведение входят формирование гибкой инвестиционной политики банка, разработка критериев и методов ее реализации. При выборе конкретного инвестиционного проекта банки должны учитывать: показатели эффективности (внутреннюю норму доходности; срок окупаемости; денежное покрытие); показатели устойчивости проекта; финансовое положение участников проекта; регион; степень реализации проекта; достоверность предоставленных данных. Затем банк делает выбор – будет ли это чисто инвестиционное кредитование, или же предполагается и участие в собственности предприятий. По крупным проектам банк может осуществлять поиск дополнительных инвесторов. Крупные банки могут обеспечивать финансирование проекта за счет иностранных источников, с предоставлением им собственных гарантий. Проводить свою инвестиционную деятельность через создание холдингов и других видов финансово-промышленных групп (ФПГ), путем участия в уставном капитале экспортных предприятий и финансирования программ их развития. Это позволит создавать систему надежных клиентов и обеспечивать достаточную маневренность ресурсами.

Сегодня в банковском секторе, как и на рынке корпоративных ценных бумаг, еще не сложились механизмы, которые были бы в состоянии направить потоки инвестиций в наиболее эффективные отрасли экономики. И это, по мнению экспертов, основная проблема российской экономики. В основном, деньги из банковского сектора и с фондового рынка направляются в государственные ценные бумаги, т.е. происходит финансирование бюджетного дефицита. Общий объем средств, выделенных банками для покрытия дефицита государственного бюджета, превышает суммарный объем кредитов, выданных банками компаниям и населению.

Финансирование крупных инвестиционных проектов требует длительного отвлечения средств. Причем высокая отдача этих средств не гарантирована. Данное финансирование представляет собой осуществление операций с высоким риском, которые значительно снижают показатель ликвидности самого банка. Еще большее воздействие на инвестиционную политику банков оказывают законодательные ограничения банковского баланса, масштабов и отдельных видов операций с ценными бумагами. Исходя из этого, для более активного участия банков в финансировании инвестиционных проектов необходимо создавать режим наибольшего благоприятствования для тех из них, которые участвуют в реализации городских инвестиционных программ. В частности, необходимо кредитам, которые выдаются под инвестиционные проекты города, давать более мягкий режим резервирования. Это удешевило бы сами кредиты и снизило бы издержки городского бюджета по их обслуживанию. Еще одним направлением активизации деятельности банков могли бы быть налоговые льготы. Эти льготы могут носить двусторонний характер. Во-первых, объявленные приоритетными, с точки зрения интересов города, отрасли должны получать налоговое льготирование. Они автоматически станут более привлекательными для инвесторов. Во-вторых, налоговые льготы, в части идущей в местный бюджет, могут получать сами инвесторы (в частности банки). Помимо прямых инвестиций, банки могут косвенным образом активизировать инвестиционную политику самих предприятий, помогая им со сбытом продукции и кредитуя оборотные средства. Это позволит повысить доход работающих на московском рынке производителей и аккумулировать свободные денежные средства для перспективных вложений. Таким образом, банки помогут увеличить индекс накопления, который характеризует инвестиционный потенциал региона. На данном этапе развития индекс накопления российской экономики ниже общеевропейского уровня в 4-5 раз.

Важнейшим источником заемных средств могут стать средства иностранных кредиторов. Однако западные банки инвестируют российскую экономику только под надежные гарантии. Под привлечение иностранных кредитов правительством Москвы принято решение создавать залоговый фонд, в который войдут часть столичной недвижимости и земля, ценные бумаги акционерных предприятий с долей города.

Расчеты показывают, что воплощение в жизнь инвестиционных программ города может потребовать значительных денежных сумм. Реально привлекать валютные средства позволит, например, разработка четкого механизма ипотечного кредитования. Кроме того, правительство Москвы определило около 90 московских предприятий стоимостью 4,9 млрд. рублей (по балансу июля 1992 г.), которые можно использовать под залоговое кредитование. Среди них: Московская городская телефонная сеть; автокомбинаты; гостиницы; строительные тресты; предприятия торговли.

Решение о вывозе капитала за границу принимается инвестором после анализа внутреннего и внешнего (зарубежного) инвестиционного климата. При этом принимается во внимание стабильность политической и экономической ситуации в стране, уровень рентабельности предполагаемых капиталовложений, наличие определенных льгот для иностранных инвесторов. Рентабельность в значительной степени зависит от стоимости сырья и рабочей силы. Льготы же для иностранных инвесторов могут касаться: уровня налогообложения; величины и процедуры таможенных сборов и акцизов; ряда других факторов.

Преимущества иностранных инвестиций перед всеми другими видами финансового сотрудничества достаточно широки. Так, прямые иностранные инвестиции служат дополнительным источником капитальных вложений в производство товаров и услуг, в разработку технологий и передовых методов управления. Они не ложатся бременем на внешний долг государства. Напротив, они способствуют получению средств для его погашения. Кроме того, иностранные инвестиции обеспечивают определенную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации.

К косвенному эффекту от использования иностранных инвестиций можно отнести:

  • привлечение новых технологий, ноу-хау, создание так называемых «островков», «кристаллов» современного производства;
  • подготовку и переподготовку отечественных специалистов и предпринимателей, владеющих современными методами управления, организацией производства;
  • активизацию экспортного потенциала на основе правильного выбора формы присутствия иностранного инвестора на рынке.

Существует 3 формы присутствия иностранного инвестора на рынке: экспорт, совместная деятельность, производство. Как правило, компании требуют их соблюдения, но иногда стратегия строится на постепенном переходе от одной формы к другой, по мере достижения определенного уровня. Выбор формы зависит в решающей степени от существующих рисков. Степень риска определяется уровнем конкуренции на рынке, где компания работает. Что касается форм проникновения иностранного капитала, то наблюдается тенденция на активизацию работы иностранных представительств, агентств, бюро, т.е. экономически несамостоятельных иностранных юридических лиц, ведущих свою работу на российском рынке на основании аккредитации при уполномоченных органах.

Отсутствие в настоящее время сложившейся рыночной конкуренции среди национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок относительно дешевого сырья, всепоглощающий рынок потребления и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают российскую экономику привлекательной для иностранных предпринимателей. Однако большинство иностранных инвесторов, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет более стабильной. Для предпринимательства с иностранным капиталом характерны небольшой уставный фонд, стремление привлечь дополнительные средства в форме краткосрочных кредитов, диверсифицированные направления деятельности, ориентация на продажу готовой продукции за свободно конвертируемую валюту (СКВ).

Один из путей взаимодействия с иностранными инвесторами – распространение московского облигационного займа. Кроме того, нетрадиционным механизмом, привлекающим и проводящим иностранные инвестиции, может являться выставочная деятельность. Так, «Экспо-Центр» принимает до 10 тысяч иностранных специалистов в месяц. Эту цифру можно было бы удвоить, построив новый выставочный павильон. Развитие выставочного бизнеса будет являться одновременно средством и объектом привлечения иностранных инвестиций.

На ближайшую перспективу для повышения инвестиционной активности иностранного капитала целесообразно разработать порядок привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов, осуществляемых совместно с муниципальными властями и под их гарантии. При сотрудничестве с международными финансовыми институтами необходимо сделать акцент на прямое финансирование проектов по сравнению с предоставлением кредитов. Таким образом, при активизации инвестиционной деятельности важно обеспечивать привлечение средств как государственных, так и частных; как российских, так и иностранных. Привлечение средств следует осуществлять исключительно на конкурсной основе (на инвестиционных торгах). Необходимо создать комплексную систему страхования инвестиций, которая бы включала: обязательства и гарантии Российского правительства; активизацию сотрудничества с иностранными государственными организациями, частными лицами тех стран, которые осуществляют капиталовложения в российскую экономику (путем заключения двусторонних соглашений о взаимной защите капиталовложений).


Сайт Bronepol.ru посвящён вопросам применения современных строительных материалов и технологий в условиях промышленного и гражданского строительства. Информационные разделы проекта содержат описания отечественных и импортных строительных технологий и регламенты на строительные и отделочные материалы.
Со всеми вопросами и пожеланиями, пожалуйста, обращайтесь на e-mail: info[@]bronepol.ru