ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОВКИ, РОССИЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА, КОВАНЫЙ МЕТАЛЛ В ИНТЕРЬЕРЕ, КОВАНЫЙ МЕТАЛЛ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ, СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА

Фото проектов: (607) >>

Склады (53)
Производства (81)
Пищевые цеха (28)
Лаборатории (15)
Автосервисы (70)
Офисы (71)
Магазины (32)
Рестораны (25)
Жилье (55)
Больницы (29)
Школы (19)
Коридоры (36)
Общий вид (57)
Технология (16)

Последняя новость:
Проведён авторский мастер-класс для ряда подрядных организаций по технологии укладки полимерных покрытий пола...

Скидка
На всю полимерную продукцию для пола -
скидка 2%.


Быстрый переход к инфоблоку:
Огнезащита > > > Изоляция > > Архитектура > > Двери > > Строительство > > > > > > > > > Окраска металла > > > Бетон > Краски > Вентиляция > Строительные материалы > > > > > > > > > Кровля > > Плитка > Теплоизоляция > Смеси > Оборудование

Каталог цветов RAL
Цветовой стандарт для предварительной оценки цвета.

Каталог цветов TVT:
Стандартная карта
цветов Tikkurilla
Monicolor Nova


Создание сайта
КАФТ
ПОИСК ПО САЙТУ ГЛАВНАЯ - НАЛИВНЫЕ ПОЛЫ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ ПОЛЫ, УСТРОЙСТВО ПОЛА
Современные строительные материалы и строительные технологии в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске
КАРТА САЙТА

Уважаемый посетитель! Добро пожаловать на сайт, посвященный современным строительным материалам и технологиям. Если Вы не нашли необходимую информацию, пожалуйста, воспользуйтесь поиском.

Художественная ковка в России

Ученые с мировым именем, проанализировав настенные изображения позднепалеолитического времени, найденные когда-то в пеще

Ученые с мировым именем, проанализировав настенные изображения позднепалеолитического времени, найденные когда-то в пещерах Ласко и Альтамира, сделали сенсационное по тем временам открытие. Согласно их утверждению, человеческое искусство не имело «часа ученичества». Уже в момент своего возникновения оно являло собой образцы высокой духовности и художественного совершенства.

Такой вывод, экстраполированный на другие виды эстетической деятельности наших предков, дает основание полагать, что и в иных областях история развития искусств была если не тождественной, то сходной.

Очевидно, что, едва обзаведясь жилищем, человек стал его защищать. Не последнюю роль в этом сыграла ограда, которая, по истечению веков, из простой груды камней трансформировалась в изысканную кованую или литую решетку.

Согласно утверждению специалистов, самые древние металлические решетки встречаются в культовых сооружениях Англии, Франции и Италии.

Романские решетки XI-XII веков собирали из вертикальных прутьев. Промежутки между ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, четырехлепестковыми листьями клевера и другими узорами.

В готическую эпоху растительный орнамент решеток начали покрывать позолотой, что, безусловно, усиливало декоративный эффект.

В эпоху Ренессанса в Италии, когда широкое развитие получает строительство особняков для знати, появляются удивительной красоты ограды, кованые решетки для балконов и интерьеров, множество металлических декоративных элементов, предназначенных для украшения частных садов и парков.

Как явление декоративно-прикладного искусства, те же решетки, все более усложняясь и совершенствуясь, выполняли три основные функции: давали согражданам возможность полюбоваться богатыми особняками, защищали хозяев и их собственность от возможных посягательств, восхищали зрителей своей самоценностью.

Эпоха барокко сделала орнаментику подвижной. Это достигалось, в частности, сложным чередованием элементов, представляющихся уже великолепными запутанными зарослями; эффектом перспективы: «благодаря особому расположению решетчатых ворот, приближающемуся к ним человеку, кажется, что перед ним открывается проход в глубину, замыкаемую порталом…».

В эпоху рококо решетчатый орнамент становится еще более филигранным. Исчезают последние признаки члененности и симметрии. «Безостановочное движение побегов, гирлянды листьев, цветов и другие мотивы разрушают единую плоскость решетки и выходят за ее пределы».

Даже из этого краткого экскурса в историю художественной ковки, получившей в указанных европейских странах более раннее, нежели в России, развитие, видно, что этот вид декоративно-прикладного искусства был явлением живым, развивающимся, отражающим стили и смены эпох, а также расстановку сил на социальной арене.

Будучи декоративной, ограда и решетка всегда тяготела к эстетическому совершенству. Наделенная же прикладной функцией, она была мощной и крепкой. И роль искусного мастера состояла в том, чтобы при выборе декора избежать деталей, которые смогли бы помочь кому бы то ни было перелезть через сделанную им ограду. Для этого у кузнеца всегда имелось немало своих секретов (острые наконечники вертикальных копий; орнамент, не позволяющий легко поставить ногу, чтобы преодолеть данное препятствие; конструктивные особенности нижней части ограды, ограничивающие возможности подкопа, и т.д.).
По данным отечественных историков и искусствоведов, российская художественная ковка достигла наибольшего расцвета к XVII
По данным отечественных историков и искусствоведов, российская художественная ковка достигла наибольшего расцвета к XVIII-XIX вв. Именно в этот период в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Туле создаются величественные городские и садово-парковые ансамбли. Возникает потребность в их высокохудожественном декоративно-прикладном убранстве. Здания банков, периметры парков и садов, газоны и скверы, многие интерьеры богатых домов отныне начинают восхищать современников великолепием изделий кузнецов-художников. Владельцы особняков и резиденций, а также городские власти теперь активно заказывают кованые ограды, перила мостов, фонари, решетки на окна и балконы, лестницы, козырьки для подъездов и т.д., которые, дойдя до нас из глубины веков, свидетельствуют о высочайшем мастерстве их создателей.

Но далеко не во все времена жизнь благоприятствовала развитию этого вида искусства. Недаром говорят: «Когда грохочут пушки, музы молчат». В лихие годины кованые изделия переплавлялись на нужды фронта, а после - восстановление разрушенного народного хозяйства. И даже время спустя заказы мастерам художественной ковки носили лишь эпизодический характер. Многие секреты, отмечают специалисты, тогда были утрачены.

Труд кузнецов художественной ковки всегда носил подвижнический характер. Я сам был свидетелем того, как мастера своими руками уже в нынешнее время создавали инструменты и оборудование; разгребал завалы в подвальных помещениях училищ, превращая их в кузницы, мастерские и учебные классы; отдавали свои загородные дома под музеи и т.д. Этот промысел, как, впрочем, и многие другие народные промыслы, остается бессмертным только потому, что жива душа нашего народа, всегда тяготеющая к прекрасному.

Недавно я вновь перечитал тоненькую книжечку-сказ Н. Лескова «Левша». Более трагической судьбы загубленного мастера-самородка из народа представить трудно.

Думается, будет неверно обойти вниманием поистине выдающийся во всех отношениях собирательный образ кузнеца: Мастера и Человека, традиционно пользующийся у того же народа любовью и уважением. Природный юмор, сметка, завидная сила, тонкое чувство красоты, справедливость и естественность - вот что всегда отличало представителей этого яркого сословия.

Многие из тех, кто работает сегодня, имеют высшее художественное, архитектурное и педагогическое образование; ведут мастер-классы, преподают в вузах; активно публикуются в журналах; участвуют в работе международных семинаров и выставок.

Произведения мастеров художественной ковки - словно страницы высокой поэзии. Их серебряные фонтаны, райски птицы, фантастической красоты цветы, декоративные композиции: «Древо жизни», «Времена года» и др., изящные фигурки людей и животных - все полно жизни, движения, исполнено внутренней энергии.

Типология произведений художественной ковки

Бытовые изделия. Они изготавливаются из разных материалов (черный металл, медь, латунь…), по разным технологиям (холодная и горячая ковка, сварка, напыление и др.) и имеют различное назначение. Среди кованых бытовых изделий встречаются подковы, топоры, ножи, пепельницы, вешалки для одежды, подставки для цветов, вазы, подсвечники, сувениры и т.д. При этом специалисты отмечают, что подчас бывает очень трудно разделить некоторые бытовые изделия и те, о которых речь пойдет ниже.

Кованый металл в интерьере. К этому виду изделий относятся отдельные настенные украшения и целые композиции, мебель, зеркала, напольные подсвечники, торшеры, люстры, перегородки, двери, камины и каминные приборы, ограждения лестничных маршей и т.д.

Как говорят сами мастера, разнообразие кованого металла в интерьере определяется кругом заказчиков, для которых выполняются работы. Это Управление реставрации памятников архитектуры, истории и культуры; различные культурные и официальные учреждения, коммерческие структуры и частные лица. От конкретного заказа часто зависит стиль изделий: будь то барокко, рококо или модерн.

В любом случае художественные произведения кузнецов - акт творчества. Каждой серьезной работе предшествуют долгие раздумья, эскизы, а если тема заказа историческая, то и поиски необходимой информации в библиотеках и архивах.

Кованый металл в городской среде. Произведения этого типа весьма разнообразны: ограды, ворота, вставки для оград, вывески, фонари, указатели, уличные светильники, «солнечные часы», фонтаны, сложные сюжетные композиции для детских городков, различные декоративные композиции и многое другое.

Исследователи выделяют три тенденции, характерные для современных художественные работ из кованого металла в городской среде. Это, говорят они, использование традиционных народных мотивов; использование композиционных приемов и наиболее характерных элементов сложившихся стилей прошлого; поиски современных объемно-пространственных решений.

Особенно следует отметить участие кузнецов художественной ковки в произведении реставрационных работ. Здесь от них требуется особо высокая квалификация, доскональное знание приемов работы мастеров прошлого и традиционных национальных мотивов.

В последнее время кузнецы часто исполняют заказы церкви, и здесь, по словам исследователей, древнее народное творчество неизменно выступает как первооснова художественных решений.

Выводы.

  • Уровень расцвета искусства художественной ковки напрямую зависит от экономического состояния развития общества и благосостояния граждан. Этим обусловлено количество и качество заказов, а также объемы реставрационных работ, необходимых для сохранения историко-культурного наследия страны.

  • Изделия мастеров художественной ковки достаточно редко являют собой произведения «чистого искусства». Как правило, они носят декоративно-прикладной характер: выполняя утилитарную функцию, украшают быт, интерьеры и фасады домов, городские улицы, сады и парки.

  • Мастера художественной ковки - золотой фонд России. Лучшие из них - эталон образованности, эстетического вкуса и человеческих качеств.

  • О развитии нашей самобытности и культуры потомки будут судить не в последнюю очередь по памятникам, запечатленным в художественном металле.


Сайт Bronepol.ru посвящён вопросам применения современных строительных материалов и технологий в условиях промышленного и гражданского строительства. Информационные разделы проекта содержат описания отечественных и импортных строительных технологий и регламенты на строительные и отделочные материалы.
Со всеми вопросами и пожеланиями, пожалуйста, обращайтесь на e-mail: info[@]bronepol.ru