ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМОВ В РОССИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСТАВРАЦИИ ХРАМОВ

Фото проектов: (607) >>

Склады (53)
Производства (81)
Пищевые цеха (28)
Лаборатории (15)
Автосервисы (70)
Офисы (71)
Магазины (32)
Рестораны (25)
Жилье (55)
Больницы (29)
Школы (19)
Коридоры (36)
Общий вид (57)
Технология (16)

Последняя новость:
Проведён авторский мастер-класс для ряда подрядных организаций по технологии укладки полимерных покрытий пола...

Скидка
На всю полимерную продукцию для пола -
скидка 2%.


Быстрый переход к инфоблоку:
Огнезащита > > > Изоляция > > Архитектура > > Двери > > Строительство > > > > > > > > > Окраска металла > > > Бетон > Краски > Вентиляция > Строительные материалы > > > > > > > > > Кровля > > Плитка > Теплоизоляция > Смеси > Оборудование

Каталог цветов RAL
Цветовой стандарт для предварительной оценки цвета.

Каталог цветов TVT:
Стандартная карта
цветов Tikkurilla
Monicolor Nova


Создание сайта
КАФТ
ПОИСК ПО САЙТУ ГЛАВНАЯ - НАЛИВНЫЕ ПОЛЫ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ ПОЛЫ, УСТРОЙСТВО ПОЛА
Современные строительные материалы и строительные технологии в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске
КАРТА САЙТА

Уважаемый посетитель! Добро пожаловать на сайт, посвященный современным строительным материалам и технологиям. Если Вы не нашли необходимую информацию, пожалуйста, воспользуйтесь поиском.

Проблемы реставрации православных храмов и монастырей

Шестнадцать лет тому назад в нашей стране широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Годы, отделяющие нас от этого знаменательного юбилея, стали судьбоносными для отечественной истории и дали начало активному возвращению Русской Православной Церкви заброшенных храмов и монастырских комплексов. Однако передача Церкви национальных святынь, десятилетиями предававшихся забвению,а зачастую — откровенному поруганию, связана с необходимостью осуществления масштабных мероприятий по реставрации и приведению старинных церковных построек в соответствие с современными эксплуатационными нуждами и требованиями. Духовная,сакральная сущность любой церковной постройки, и в особенности храмов, безусловно,более значима, чем ее эстетические качества,оторванные от символических корней культуры в широком смысле слова. Надо радоваться,что сегодня религия стала равноправным участником процесса культурного объединения нашего общества. Следовательно, сегодня совершенно необходимо выделить круг памятников национальной культуры, которые создавались не столько в угоду светским правилам и господствовавшим в разное время эстетическим вкусам,сколько религиозными канонами,самими духовными устоями Церкви.
Как в современных политико-экономических и технологических условиях вернуть всем храмам их изначальный, веками существовавший высочайший социальный статус и одновременно обеспечить сохранность памятников русского национального зодчества,являющихся неотъемлемой частью культурного богатства нашей Родины?

В свое время на огромных пространствах Советской России оказались тысячи храмов и монастырей, брошенных на произвол судьбы или используемых под насущные хозяйственные нужды.
Разумеется, такое отношение к церковным сооружениям не способствовало их сохранности. Сегодня эти объекты в огромном количестве передаются Русской Православной Церкви. Достаточно сказать,что только в период с 1987 по 1989 год в России вновь открылось более 1000 приходов, в большинстве из которых храмы нуждались, а многие и до сих пор нуждаются, в восстановлении и реставрации.
В связи с постоянно нарастающим процессом переход монастырей и храмов под юрисдикцию Русской Православной Церкви обозначился целый ряд проблем, которые сегодня требуют незамедлительного решения.

Финансирование восстановительных и реставрационных работ.
Ни местные епархии, ни Патриархия просто физически не в состоянии осуществлять руководство, контроль и, что самое главное, — централизованное финансирование проведения ремонтно-восстановительных и реставрационных работ на храмах-памятниках архитектуры. Хорошо, когда бремя по финансированию реставрации памятника берут на себя госструктуры, как, например, в Москве. Столичное правительство ежегодно выделяет средств на проведение реставрационных работ, правда это практикуется в основном в отношении или аварийных, или крупных объектов,таких как Сретенский, Покровский, Рождественский и некоторые другие монастыри. Конечно, госзаказ на реставрацию памятник — самый лучший и эффективный способ сохранения отдельного храма или монастырского ансамбля. В данном случае работы проводятся в комплексе и на высоком профессиональном уровне. Однако так происходит в столице и в некоторых других крупных или исторических городах. А как быть настоятелю сельского прихода? Он должен рассчитыв ть только на собственные силы и на помощь спонсоров. Но объемы спонсорской поддержки ничем не регламентированы и в большинстве случаев суммы, предоставляемые настоятелю храма благотворителями, оказываются явно недост точными для проведения полного комплекса реставрационных мероприятий на объекте. В таких ситуациях события обычно развиваются так: денег мало, а сделать нужно много, поэтому к работам привлекаются неквалифицированные исполнители, а зачастую — просто случайные люди, готовые работать за миску супа. При этом используются материалы, которые не имеют никакого отношения к реставрации и способные причинить вред памятнику. К этому следует добавить, что реставрация ведется без предварительного обследов ния состояния памятника, без выявления причин возникновения имеющихся повреждений и при полномотсутствии проектной документации. Последствия реставрации, проведенной таким методом, — поистине губительны для памятника культуры.

Современное состояние рынка реставрационных услуг.
Даже там, где средств позволяют квалифицированно выполнить хотя бычасть реставрационных работ, это происходит далеко не всегда. Причина втом, что, к сожалению, в течение последних 15-ти лет государственная система реставрации пришла в полныйупадок. Сегодня в стране нет единой, действенной структуры, в рамк х которой проводилась бы тщательная работпо методическому, архитектурному иконструкторско технологическому обеспечению реставрационного процесса, по изучению свойств новых материалов, возможности их примененияпри восстановлении и обеспечении сохранности памятников церковного зодчества. Конечно, существуют отдельныеархитектурные мастерские и научныеотделы, действующие в составе государственных организаций или относящиеся к Церкви, но они далеко не всегда связаны с производством реставрационных работ, в то время как сегодняшнему заказчику нужен не проект, храм, в котором можно проводить службы и куда будут приходить богомольцы и туристы. Уловив эту тенденцию, на рынок реставрационных услуг хлынул поток фирм, которые берутся проектировать и выполнять работы на объекте, не имея для этого ни необходимых знаний, ни дост точного опыта, и, что самое ужасное, — не отдающих себе отчет в том, в к кой сфере деятельности они намереваются зарабатывать деньги. Получилось так, что реставрация оказалась втянутой в рыночные отношения, но пока эти отношения переживают "дикий" период своего развития. Разумеется, сказанное не следует понимать так, что весь рынок реставрационных услуг находится в рук х некомпетентных и недобросовестных людей. Сейчас в сфере реставрации занято немало частных предприятий, персонал которых в состоянии провести детальное комплексное обследование памятника, выполнить полноценный проект и качественно произвести работы на объекте. У таких фирм имеется государственная лицензия, есть многочисленные положительные отзывы и рекоменд тельные письма от заказчиков. Большое значение при определении возможностей частных реставрационных организаций имеет государственная оценка их деятельности. Например, если фирма постоянно участвует в конкурс х на лучшую работу в области реставрации, которые ежегодно проводит правительство Москвы, и оказывается в числе лауреатов — то это хороший показатель. Кроме того, серьезные реставрационные фирмы и работающие в них специалисты часто поощряются самой Церковью. Среди таких наград не только почетные дипломы, но и церковные ордена и медали, что, безусловно, поднимает авторитет реставраторов. И все же, одного наличия квалифицированных специалистов недостаточно. Важно, чтобы заказчик понимал значение системного, комплексного подхода ко всем реставрационным проблемам, для решения которых очень важную роль играет проект и проведение всех необходимых исследований. Зачастую бывает так, что в поле зрения настоятеля храма оказывается частная проектно-производственная структура, чья деятельность на поприще реставрации действительно заслуживает уважения. Однако заказчик в обход руководства фирмы начинает искать пути установления личных контактов со строителями. В данном собственность церкви, оказывается почти в том же положении, в котором он пребывал на протяжении последних 80-ти лет... При этом возникает вопрос: куда смотрят представители органов охраны памятников? На сегодняшний день профессионализм и добросовестность сотрудников структур, привлеченных к делу сохранения нашего культурного достояния, — ни у кого не вызывает сомнения. Проблема в другом. Они крайне разрозненны и малочисленны. Так,например, в Московской области, очень насыщенной памятниками культуры, в процессе охраны участвует во много раз меньше специалистов,чем в Москве и Санкт-Петербурге. А в большинстве исторических областей России в органах охраны памятников работает всего по несколько человек. Соответствующая служба при Министерстве культуры РФ, на которую возложена заслучае им движет желание сэкономить деньги на проектных работах. Действительно, зачем платить архитектору, конструктору, технологу, когда строители и так все хорошо знают сами? С одной стороны, можно понять настоятеля храма, у которого нет средств даже на приобретение извести, с другой — памятник архитектуры, формально перейдя в бот обо всех памятниках России федерального значения, также в силу малочисленности своего штата не может влиять на судьбу этих ценных объектов.

Материально-технологическое обеспечение реставрации храмов.
Еще одна важная тема, которую нельзя обойти, связана с материалами для проведения реставрации памятников архитектуры, и в частности — церковных зданий. В наши дни на реставраторов буквально обрушился шквал информации о современных строительных технологиях и материалах, которые привозят к нам из-за рубеж или производят отечественные предприятия. Но требования к строительным и реставрационным материалам далеко не одинаковы. Другими словами, то, что хорошо для вновь возводимого объекта, совершенно не подходит для реставрируемого храма, построенного, скажем, в XVII или XVIII веках. Это легко понять на примере фасадных красок. Современные составы, предназначенные для декоративно-защитной отделки фасадов, ориентированы на длительную эксплуатацию даже в неблагоприятных экологических и климатических условиях. Но применительно к реставрации есть такое правило: материал должен быть обратимым. Это значит, что в случае проведения некачественной реставрации, при необходимости внесения каких-то изменений в связи с вновь проведенными историко-архивными изысканиями или просто в силу того, что с течением времени появились более совершенные реставрационные технологии — примененные ранее реставрационные составы должны быть легко и безболезненно для памятника удалены. А новейшие фасадные покрытия, рассчитанные на 10-20 лет службы,обладают высочайшей адгезией к основанию, и счищать их со стены приходится вместе со штукатуркой. Другая особенность реставрации — сохранение исторически достоверного облика храма. Для фасадов русских церковных построек XVII-XVIII веков был характерен мягкий колорит, получаемый в результате разбеливания известью минеральных пигментов, так называемых «земель», добываемых карьерным способом.
Что касается современных наружных покрытий, то их в массе своей отличают ненатуральные цветовые тона, которые придают краскам синтетические пигменты. Несмотря на то, что представители производящих фирм предлагают услуги по колеровке белых базовых красок в самые различные тона, это не помогает найти то, что нужно реставра торам. Не спасает даже ультрафиолет - новые фасадные краски не изменяют цветовой тон и его насыщенность в течение многих лет... А вот пример, демонстрирующий прямо противоположные требования к реставрационным составам. При исправлении дефектов поверхности фасадных изразцов иногда практикуют восполнение утрат специальными растворами с последующей росписью цветными эмалями на основе синтетических смол. Такой способ реставрации достаточно технологичен и позволяет добиться убедительного визуального эффекта, который, однако, сохраняется весьма непродолжительно. Кроме того, учитывая разницу в степени паропроницаемости материала подлинника и ремонтных составов, при отрицательных внешних темпер турах внутри изразца будет развиваться избыточное давление, что приведет к отрыву наружной пленки вместе с поверхностными слоями керамической основы.
Следовательно, для реставрации нужны материалы, которые, во-первых, не причинят ущерб памятнику, во-вторых, имея в виду возраст исторической постройки и стоимость реставрационных работ, будут сохранять свои свойства в течение минимум 100 лет.
Очевидно,что главная специфика реставрационных материалов — в противоречивости требований, которым они должны соответствовать. Для того чтобы понять, насколько свойства того или иного реставрационного материала сбалансированы и совместимы с историческими материалами памятника, необходимо провести доскональный анализ сост в и убедиться в том, что данная сухая кладочная смесь или фасадное покрытие действительно соответствует задачам реставрации конкретного объекта. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге есть специализированные учреждения, которые занимаются исследованием свойств и сертификацией строительных и отделочных материалов. Но оплатить эти услуги в состоянии лишь крупные фирмы-поставщики, которые реализуют строительную продукцию в значительных объемах. А на восстановление маленькой одноглавой церквушки нужна всего одна бочка извести, и кто будет оплачивать работу по исследованию ее состав на предмет соответствия очень специфическим требованиям реставраторов? Сегодня возникла насущная потребность в единой специализированной госструктуре, которая взяла бы на себя поиск и подбор материалов для реставрации,их оценку, систематизацию и выработку рекомендаций по применению.

Функциональное использование церковных зданий.
На сегодняшний день тема сохранения русской храмовой архитектуры содержит в себе множество проблем, большинство из которых очень специфичны. Эта специфика объясняется тем, что старый православный храм или монастырский комплекс в условиях современности предстает перед нами как бы в трех ипостасях: с одной стороны, это памятник архитектуры, признанный культурным достоянием нации, с другой — объект духовной культуры, который одновременно является и эксплуатируемым общественным объектом. В связи с этим возникает масса вопросов,на многие из которых пока нет ответа. Предположим, что выполненная в интерьере храма фреска дошла до нас в значительно фрагментированном виде: утрачен лик ангела, есть отдельные детали одеяния, где-то сохранилась часть руки и т.д. Но раскрытая и укрепленная реставраторами фреска представляется настоятелю храма не столько произведением древнерусской монументальной живописи, сколько вместилищем глубокого духовного смысла. Проще говоря, священнику в храме нужен законченный, полноценной информативный образ, а не отдельные фрагменты изображения. Поэтому он настаивает на возвращении фреске ее первозданного вида. Но ни один художник-реставратор не пойдет на восполнение множественных утрат в живописном подлиннике —это отрицается самими основами научной реставрации! Как разрешить ситуацию, когда одинаково правы обе стороны, оказавшиеся втянутыми в конфликт?
Теперь посмотрим на храм, как на эксплуатируемый общественный объект, в котором необходимо обеспечить хотя бы минимально комфортные условия пребывания. Следовательно, в храме должны быть освещение, вентиляция и отопление.
Если по поводу вентиляции проблемы не столь велики — в том или ином виде она всегда была в храмах, то с отоплением пока не все ясно. Начать хотя бы с того, что на Руси были храмы двух типов: теплые "зимние", в которых служили в холодное время года, и "летние" —где изначально не были предусмотрены системы отопления, и их большинство. В связи с этим возникает вопрос: как себя поведут конструктивные и отделочные материалы никогд не отапливавшегося "летнего" храма, если в нем устроить систему отопления? Одни специалисты утверждают, что этого делать нельзя, так как материалы храма за сотни лет уже адаптировались к сезонным перепадам темпер тур, другие считают, что поддержание в храме постоянной темпер туры благотворно скажется на его состоянии.
При этом сторонники отопления аргументируют свою позицию тем, что в Москве на рубеже XIX —XX веков в большинстве храмов было устроено воздушное отопление. Эта система представляла собой сооруженную в подполе храма печь с теплообменником, от которой по воздуховодам, устроенным под плитами пола и в стенах, под вался теплый воздух. Есть и другие, более поздние примеры. Так, в 1987 году "летний" Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры был оборудован системой отопления. С тех пор минуло уже 17 лет, собор пребывает в хорошем состоянии. В отапливаемом Троицком соборе Лавры в свое время были установлены микроклиматические датчики, и систематические наблюдения за их показаниями свидетельствуют о том, что в храме нормальные микроклиматические условия. Опираясь на уже имеющийся опыт, сегодня все больше церковных сооружений переходят в категорию отапливаемых сооружений. Сейчас даже разрабатывается единый нормативный документ, регламентирующий темпер туру воздух в храме в пределах 12-15°С. Вместе с тем вызывает некоторые сомнения то, что упор делается на определенную температуру, фиксированную в довольно узких границах. Дело в том, что храм — это не объект современного строительства, где применяются типовые СНиПы. В разное время храмы строили из различных материалов, обладающих неодинаковыми теплофизическими свойствами. В одном случае ограждающие конструкции церкви возводились из полнотелого кирпича, в другом, как например в стенах собора Рождества
Богородицы Свято-Антониева монастыря в Великом Новгороде, присутствует комбинация из нескольких материалов, в числе которых и византийская "плинфа", и тесаный камень, и даже необработанный речной валун. Кроме того, в большинстве храмовых построек стены имеют переменную толщину: в нижней части они толще, вверху — тоньше. К тому же при поиске оптимальных параметров микроклиматического режима храма следует учитывать частоту его посещаемости. Скажем в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры находится р к с мощами преподобного Сергия Радонежского, к которой всегда стекается множество паломников и туристов. Там постоянно горят свечи, да и сами люди являются дополнительным источником тепла, не говоря уже о том, что человек помимо углекислоты выдыхает водяной пар. Другое дело — сельский храм, куд приходят не каждый день. Следовательно, к определению параметров микроклимат эксплуатируемого памятник церковной архитектуры нужно подходить с учетом целого ряда конкретных факторов и в каждом отдельном случае — дифференцированно.
Сегодняшнее состояние дела в сфере реставрации и сохранения исторических церковных объектов можно определить как двойственное. Есть немало примеров бережного, буквально трепетного отношения Церкви и Государства к шедеврам древнерусского храмового зодчества. Но, к сожалению, так происходит не везде. В ряде случаев храмы и монастыри продолжают пребывать в плачевном состоянии из-за отсутствия средств на их восстановление и реставрацию, или в силу того, что нынешние владельцы памятника не вполне отдают себе отчет в том, к кой ценностью они располагают. Думается, что проблема сохранения нашего общего духовного и культурного достояния должна решаться на всех уровнях власти — и церковной, и светской, потому что изменить ситуацию к лучшему можно только совместными целенаправленными усилиями всего общества.


Сайт Bronepol.ru посвящён вопросам применения современных строительных материалов и технологий в условиях промышленного и гражданского строительства. Информационные разделы проекта содержат описания отечественных и импортных строительных технологий и регламенты на строительные и отделочные материалы.
Со всеми вопросами и пожеланиями, пожалуйста, обращайтесь на e-mail: info[@]bronepol.ru