ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЧУБАЙСА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СТРУКТУР, РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Фото проектов: (607) >>

Склады (53)
Производства (81)
Пищевые цеха (28)
Лаборатории (15)
Автосервисы (70)
Офисы (71)
Магазины (32)
Рестораны (25)
Жилье (55)
Больницы (29)
Школы (19)
Коридоры (36)
Общий вид (57)
Технология (16)

Последняя новость:
Проведён авторский мастер-класс для ряда подрядных организаций по технологии укладки полимерных покрытий пола...

Скидка
На всю полимерную продукцию для пола -
скидка 2%.


Быстрый переход к инфоблоку:
Огнезащита > > > Изоляция > > Архитектура > > Двери > > Строительство > > > > > > > > > Окраска металла > > > Бетон > Краски > Вентиляция > Строительные материалы > > > > > > > > > Кровля > > Плитка > Теплоизоляция > Смеси > Оборудование

Каталог цветов RAL
Цветовой стандарт для предварительной оценки цвета.

Каталог цветов TVT:
Стандартная карта
цветов Tikkurilla
Monicolor Nova


Создание сайта
КАФТ
ПОИСК ПО САЙТУ ГЛАВНАЯ - НАЛИВНЫЕ ПОЛЫ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ ПОЛЫ, УСТРОЙСТВО ПОЛА
Современные строительные материалы и строительные технологии в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске
КАРТА САЙТА

Уважаемый посетитель! Добро пожаловать на сайт, посвященный современным строительным материалам и технологиям. Если Вы не нашли необходимую информацию, пожалуйста, воспользуйтесь поиском.

Сохранить областные теплоэнергетические структуры. Ответ на предложение А.Б. Чубайса о реформировании коммунальной теплоэнергетики

Ходят слухи о том, что РАО «ЕЭС России» хочет помочь системе жилищно-коммунального хозяйства с реформой. А.Б

Ходят слухи о том, что РАО «ЕЭС России» хочет помочь системе жилищно-коммунального хозяйства с реформой. А.Б.Чубайс предложил себя в качестве менеджера, который может решить проблемы коммунальщиков, потому что, по его мнению, они весьма схожи с проблемами энергетиков.

Заместитель председателя Ассоциации «Мособлтеплоэнерго», старейший теплоэнергетик Московской области В.И.Александров поделился с нами своими мыслями по этому вопросу.

Для начала возьмем исходные данные по России: 30% населения проживает в сельской местности и само себя обеспечивает теплом; 40-50% — в областных и промышленных центрах, где теплоснабжение обеспечивают, как правило, ТЭЦ и крупные котельные; еще 20-30% — это жители городов и поселков городского типа, а также центральные усадьбы сельскохозяйственного производства.

Теперь данные по Московской области: 80% населения отапливается от котельных, находящихся в муниципальной собственности; 20% — от ТЭЦ и ГРЭС «Мосэнерго» и промышленных котельных.

На балансе муниципалитетов находятся около 1600 котельных, протяженность тепловых сетей составляет 8600 км. В 2002 г. отпущено потребителям 35 850 тыс. Гкал тепловой энергии. Количество проживающих в домах с централизованным теплоснабжением составляет 5,2 млн. человек. Горячим водоснабжением пользуются 4,4 млн человек. В системе теплоснабжения трудятся около 25 тыс. работников. На централизованное теплоснабжение расходуется (при потерях в сетях до 12% и КПД котельных 80%): 165 кг условного топлива умножить на 35,6 млн Гкал и на коэффициент 1,2. Итого получаем 61 млн т условного топлива. Надо сказать, что у нас в эксплуатации находятся котельные мощностью 200-300 Гкал/час и сети диаметром 800 мм.

Все эти показатели говорят о том, что в Московской области муниципальные теплоэнергетические предприятия представляют собой огромное хозяйство.

Исторически сложилась практика, при которой «Мосэнерго» всегда, по сути дела, игнорировало постановления правительства СССР и не принимало в области магистральные теплосети. Например, в Кашире, Электрогорске, Химках, Ступине, так как в данном положении потери относились бы на счет «Мосэнерго». Тарифы также не стимулировали отпуск тепла от электростанций.

Тарифы на тепловую энергию в 30-е годы прошлого века составляли для населения 1 руб. 36 коп. Затем, несмотря на запрет на повышение, был принят новый тариф — 2 руб. 89 коп. за 1 Гкал. Хотя в некоторых районах Московской области он составлял по отдельным котельным 18 руб. Котельные мощностью выше 100 Гкал/час должны были приниматься на баланс Министерством энергетики и электрификации СССР.

В конце 80-х годов в Московской области началась реформа жилищно-коммунального хозяйства России. Были ликвидированы областные управления, в том числе и «Мособлтеплоэнерго».

Затем началась приватизация «по Чубайсу».

Практически все тепловое хозяйство промышленных, строительных и сельхозпредприятий было брошено, и местные органы были вынуждены его принимать в любом виде. За это время реальные силы теплоснабженцев направлялись на кое-какое поддержание хозяйства на плаву.

Серьезные аварии в работе систем централизованного теплоснабжения в только что закончившемся отопительном сезоне в ряде регионов России (в Московской области, как в народе говорят, Бог миловал) являются не только последствием неудовлетворительной подготовки к зиме, но и логическим результатом политики, проводившейся в отношении коммунальной теплоэнергетики в течение многих десятилетий и особенно в последние годы.

В концентрированной форме проявились последствия применявшегося к коммунальной энергетике остаточного принципа финансирования — строительства и ремонта «как можно дешевле», (амортизация для тепловых сетей была установлена в пределах 4-5%). Тепловые сети по продолжительности срока службы были приравнены к газовым сетям.

Оплата труда специалистов в теплоснабжающих предприятиях была не на уровне большой энергетики, а равнозначной оплате коммунальных служб. Низкая оценка труда коммунальных энергетиков привела к большой текучести кадров. Квалифицированные кадры по этой причине от нас уходили. Это наблюдается и в настоящее время, хотя замечу: квалификация теплоэнергетиков значительно выше, чем в других обслуживающих отраслях.

Продолжается нарастание доли изношенного, часто исчерпавшего ресурс оборудования и трубопроводов. По опубликованным материалам, 32% котлов и 23% трубопроводов полностью отработали нормативный срок.

Возникшая в начале 90-х годов, почти узаконенная система неплатежей, в развитии которой определенная роль принадлежит государственным и муниципальным органам, нанесла коммунальным энергетическим предприятиям трудно поправимый ущерб.

Тяжелое финансовое состояние, крайне низкий уровень инвестиций в коммунальную энергетику негативно отражаются на устойчивости теплоснабжения потребителей.

Достаточно сказать, что себестоимость тепловой энергии по Московской области за 2002 год составила 302,79 руб., а утвержденный тариф — 266,19 руб. Больше половины предприятий являются убыточными, но руководители Госстроя РФ и его институтов в средствах массовой информации нас призывают к снижению себестоимости. В то же время цены на газ (он в себестоимости составляет до 60%), электроэнергию, нефтепродукты, металл, оборудование растут не по дням, а по часам при молчаливом согласии нашего правительства, депутатов Госдумы и сенаторов. (Имеются ввиду цифры по регулируемым государством тарифам и ценам). Например, последнее повышение цен на газ и электроэнергию на 20-30% в начале текушего года.

Нас всегда сравнивают с Европой. Что там-де затраты на отопление в 2-3 раза ниже, чем у нас. Достаточно, однако, напомнить, что столица нашей Родины Москва — самая холодная столица мира. Во всех европейских странах, кроме Польши и прибалтийских государств, выращивают виноград. 60% территории Российской Федерации относится к районам Крайнего Севера и приравнивается к ним. К сожалению, мы строим дома с большими тепловыми потерями, которые достигают 40-50%. Это подсчитали наши коллеги с Украины из «Полтавоблтеплоэнерго». Кстати, на Украине и в Белоруссии сохранили областные теплоэнергетические структуры, а наши реформаторы их ликвидировали. Что делать?

Вопрос объединения (поглощения) коммуналки большой энергетикой «по Чубайсу» — сложный, так как теплоснабжающие организации работают в разных по количеству населения городах и поселках. Так, например, даже в Москве магистральные тепловые сети принадлежат «Мосэнерго», а ЦТП и разводящие сети — городу.

Передача в «Мосэнерго» всего теплового хозяйства сомнительна. Практика говорит, что в сельских районах полностью электрические сети так и не приняты, и в районах местные органы создают собственные обслуживающие службы.

Что делать с долгами? В настоящее время отдельные администрации создают новые предприятия, а долги оставляют старой дирекции или Теплосети, или Водоканала.

Есть опасность, что при объединении большая энергетика займется своими проблемами, так как оборудование ТЭЦ и ГРЭС стареет, и до малых населенных пунктов руки не дойдут.

Итак, кратко формулирую выводы.

  • Теплоснабжение (организации) оставить в ведении руководства области.
  • Создать областные структуры — АО, корпорацию, ассоциацию, разделив собственность между муниципалитетами и АО, а также коллективами или владельцами жилья.
  • Регулирование тарифов необходимо передать в РЭК или министерству экономики.
  • Постепенно районные и городские теплоснабжающие организации акционировать или создавать частные компании, но к ним надо относиться осторожно. Примеры есть отрицательные: бани, такси.
  • Разработать и при согласии Федерального правительства принять Закон не республиканский, а региональный — «О теплоснабжении области», в котором прописать все проблемы развития на основе схем теплоснабжения. Забрать эти функции от Госстроя РФ, так как в каждом регионе России есть много специфических особенностей по температуре, продолжительности отопительного сезона и т.д.
  • Аудит (организацию) необходимо передать в областное объединение.
  • Пересмотреть и принять на уровне области все методические рекомендации по экономике, отчетности для использования на том же (областном) уровне.
  • Необходимо для населения области установить единый тариф, так как стартовый период по цене топлива неоднозначен, цена на газ ниже, чем на жидкое топливо, в 1,5-2 раза.
  • Ужесточить ответственность за оплату поставляемой продукции.


Сайт Bronepol.ru посвящён вопросам применения современных строительных материалов и технологий в условиях промышленного и гражданского строительства. Информационные разделы проекта содержат описания отечественных и импортных строительных технологий и регламенты на строительные и отделочные материалы.
Со всеми вопросами и пожеланиями, пожалуйста, обращайтесь на e-mail: info[@]bronepol.ru