ИСТОРИЯ ПАРКЕТА, КАК ПОЯВИЛСЯ ПАРКЕТ, ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УКЛАДКИ ПАРКЕТА, ВИДЫ ПАРКЕТА, РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПАРКЕТА, ОСОБЕННОСТИ ПАРКЕТНОГО ПОЛА

Фото проектов: (607) >>

Склады (53)
Производства (81)
Пищевые цеха (28)
Лаборатории (15)
Автосервисы (70)
Офисы (71)
Магазины (32)
Рестораны (25)
Жилье (55)
Больницы (29)
Школы (19)
Коридоры (36)
Общий вид (57)
Технология (16)

Последняя новость:
Проведён авторский мастер-класс для ряда подрядных организаций по технологии укладки полимерных покрытий пола...

Скидка
На всю полимерную продукцию для пола -
скидка 2%.


Быстрый переход к инфоблоку:
Огнезащита > > > Изоляция > > Архитектура > > Двери > > Строительство > > > > > > > > > Окраска металла > > > Бетон > Краски > Вентиляция > Строительные материалы > > > > > > > > > Кровля > > Плитка > Теплоизоляция > Смеси > Оборудование

Каталог цветов RAL
Цветовой стандарт для предварительной оценки цвета.

Каталог цветов TVT:
Стандартная карта
цветов Tikkurilla
Monicolor Nova


Создание сайта
КАФТ
ПОИСК ПО САЙТУ ГЛАВНАЯ - НАЛИВНЫЕ ПОЛЫ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ ПОЛЫ, УСТРОЙСТВО ПОЛА
Современные строительные материалы и строительные технологии в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске
КАРТА САЙТА

Уважаемый посетитель! Добро пожаловать на сайт, посвященный современным строительным материалам и технологиям. Если Вы не нашли необходимую информацию, пожалуйста, воспользуйтесь поиском.

ИСТОРИЯ ПАРКЕТА, КАК ПОЯВИЛСЯ ПАРКЕТ, ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УКЛАДКИ ПАРКЕТА, ВИДЫ ПАРКЕТА, РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПАРКЕТА, ОСОБЕННОСТИ ПАРКЕТНОГО ПОЛА

В строительстве интерьера полам издавна уделялось большое внимание. В общественных зданиях древней Руси полы бывали деревянные, из гладких керамических поливных плиток и мозаичные, но самое большое распространение в России получил деревянный пол из досок, «дубовых кирпичей» и щитовой художественный паркет. Деревянный пол обладает большими преимуществами: сохранением тепла, упругостью, легкостью обработки и дешевизной. С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине бревен, причем иногда, особенно на юге, доски настилались непосредственно по глинобитному полу, но чаще они прикреплялись к балкам деревянными гвоздями.

Начиная с XVI века полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название «в елочку», а сам пол или мост назывался «косящатым». Клепки обычно лежали на грубо распиленном основании из мягкой породы, большей частью сосны.

В XVII веке наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывались на известковой основе, причем швы между дубовыми кирпичами также заливались известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда тянулся дубовый бордюр. Такой паркет существовал и раньше: он был в Дмитровском соборе во Владимире, в некоторых общественных зданиях, в боярских хоромах, в церкви Василия Блаженного и в Донском монастыре.

Паркет начала XVIII века связан с русской резьбой, которая искони была самым излюбленным видом народного искусства. Предметы материальной культуры нашего народа, а также фольклор, былины, сказки ярко показывают ту любовь к резным украшениям, которую через многие века пронесли мастера и художники в украшениях жилища, утвари и мебели.

Ещё в XV — XVII веках искусные резчики по дереву делали такую тонкую резьбу, что её трудно было отличить от высокохудожественной чеканки, а когда она покрывалась позолотой, то выглядела подчас тончайшей басмой.

Высокохудожественная резьба процветала в XVII веке в Москве в мастерских Оружейной палаты. В 1711 году Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтей­ством для изготовления паркетов на строительстве Петербургских дворцов.

Архивные документы свидетельствуют, что «из столярных подмастерьев адмиралтей­ства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и 10 столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да из охтенских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца». В 1762 году были взяты «адмиралтейский пильщик Семен Костылев с товарищи 6 человек, охтенский столяр Иван Сидоров и 16 человек адмиралтейских столяров во главе с Василием Пименовым, а также с плотником Андреем Ларионовым с товарищи 13 человек для строения богатых полов в Зимнем дворце» .

0т 1756 года сохранился «реестр столярам», работавшим над паркетами в Царскосельском дворце, составленный «столярного дела мастером Михайлою Сухим», где поименовано 34 столяра, из которых 12 «цеховых» и 22 «охтенских».

Для дворцовых паркетов в 1749 году было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранились в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилевого, карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей.

Весь этот запас в 1750 году был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркетов, значительно увеличился, и к концу XVIII века стали применять уже свыше 50 различных пород дерева.

Наряду с местными отечественными породами: березой, орехом, сосной, лиственницей, кленом, дубом, буком, грабом, ясенем, вязом, грушей, яблоней, ольхой, можжевельником, карагачом и кизилем — стали все более и более применять редкие и дорогостоящие сорта привозных «заморских» деревьев, причем среди них были также и бразильские породы: якаранда (вид палисандра), жикитиба (шелковица), цебра, чефраз и другие. Из дорогих пород следует указать на черное эбеновое дерево (называемое заморской черной березой), фиолетовое — палисандр, розовое — амарант, желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, лимонное — цитронное, или померанцевое, карагач, атласное, или сатиновое дерево, пальмгоут, оливковое, железное, фернебуковое, тисc, чинару, белый и красный кипарис, тую, литьтерн, красный магон, самшит, пальму и разные сорта бразильского сахардана. Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали воз­можность набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетов.

В зависимости от употребляемых материалов и паркеты носили различные названия:

  • цветные (т. е. набранные из привозных деревьев),

  • полуцветные,

  • штучные (набранные из местных пород);

  • дубовые. 

    Все они изготовлялись отдельными щитами, поэтому и самый паркет получил название щитового паркета.

    Щит обычно состоял из основания, так называемого фундамента, сбитого из сосновых досок, на которые наклеивалась фанера того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывались на решетку, состояв­шую из сухих прочных брусьев, при этом применялись специальные врубки, обеспечивавшие прочность конструкции. Между брусьями перпендикулярно к ним в местах спая щитов по мере необходимости укладывались дополнительные ригели. Решетка в первых этажах здания покоилась на кирпичных фундаментах в виде отдельно стоящих опор (столбов). В междуэтажных перекрытиях решетка образовывалась из балок перекрытия и врубленных в них ригелей.

    Щит собирался с таким расчетом, чтобы он не подвергался деформации, для чего щит скреплялся накрест, а образовавшиеся части этого щита дополнительно под прямым углом выкладывались небольшими пластинами. Щиты бывали разных размеров в зависимости от величины комнаты.

    В Итальянском павильоне композиция паркета представляет огромный круг, составленный из восьми больших треугольных щитов высотой около 2 метров, опоясывающих круглый средний щит диаметром 1,20 метра. Такой же паркет в виде круга, но составленный не из восьми, а из четырех больших треугольных щитов, имеется и в Ротонде. Таким образом, щитовой паркет составлялся не только из квадратных и прямоугольных щитов, но и из щитов, имеющих различную форму: кругов сегментов и пр.

    Архитектор Стасов особенно внимательно относился к технике щита. «Церковный пол, — писал он, — должен быть весь из молодого дуба казанского, как фундамент, или вязка, так и филенки, толщиною в 2,5 дюйма тем манером, какой был прежде, но для крепости может быть связан вместо одноаршинного квадрата три квадрата вместе, то есть в аршин шириною и в три аршина длиною».

    Рисунок из цветного дерева набирался на щитах таким образом, чтобы при сборке на месте получался бы цельный узор. Толщина слоя цветного дерева, расколотого продольно, бывала разных размеров — от 0,5 до 1,5 сантиметра. В Останкинском дворце паркеты из дуба и сосны имеют толщину слоя в 1 санти­метр, паркеты же, набранные из цветного дерева — красного, грецкого ореха, палисандра и пр, — от 0,5 до 0,8 сантиметра. Наклеивался этот слой древесины рыбьим клеем.

    Щиты с готовым рисунком цветного дерева укладывали на обрешетку с таким расчетом, чтобы края щитов приходились на балках. Частая укладка обрешетки из толстых и сухих балок создавала жесткую конструкцию, необходимую при укладке щитового паркета и вместе с тем исключавшую возможность деформации пола. При наклеивании цветного дерева на щиты могли применяться два способа: наборная работа — так называемое маркетри, когда собирался рисунок из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезались отдельные фрагменты цветного дерева.

    При сборке щитов всякие неточности в расчетах на тот или иной апартамент всегда могли исправляться фризом паркета, так как его можно сделать любой ширины. Вот почему фризы по большей части изготовлялись на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах Останкинского дворца-музея. Обычно на практике размеры паркетных щитов и ширина фриза определяются без точного учета размеров помещений, поэтому для получения фризов одинаковой ширины делаются «доборы» (части щитов). Для устранения этого в настоящее время разрабатывается такая система размеров щитов и фризов, которая позволяет заполнять помещения любых размеров без «доборов».

Дерево для паркета должно быть не только сухим, но и зрелым.

    В дошедшем до нас договоре «охтенского поселянина С. С. Тарасова на паркетные работы в нижнем и антресольном этажах старого Эрмитажа» четко указаны требования, предъявлявшиеся к настилу щитового паркета: «фундаменты паркетов делать прочно в шипы из сухих сосновых досок, толщиною в 2,5 дюйма (6,35 сантиметра) и одной толщины, без гнили, табачных сучьев, проростей, оболони и прочих недостатков. Фанеры дубовые должны быть мелкослойные и тоже сухие толщиною 0,5 дюйма (1,25 сантиметра) без сучьев, проростей, червоточин и неподкрашеные, одинакового светлого цвета, хорошо наклеены на фундамент без вставок настилку полов делать по ватерпасу по готовой обрешетке со врубанием в оную добавочных прогонов, под спаи паркетов и фризов, как где потребуется; щиты и фризы сплачивать между собою и пригонять к обрешетке плотно, без реек и прокладок, крепить их хорошими винтами прочно, чтоб настланные полы не производили Зыби и имели бы гладкую и ровную поверхность, галтели дубовые должны быть вытянуты по утвержденному главным архитектором шаблону и привернуты к поим винтами прочно. Величину половых щитов порогов в дверях и подходов в окна делать по мерам, снятым с натуры и по указаниям главного архитектора. Настланные паркетные полы с галтелями сдавать совершенно чистые, плотные, без реек и всякой замазки и натертые воском, глянцевитые. За прочность полов ответствовать мне один год и какие окажутся повреждения исполнять их беспрекословно»

    Таким образом, щитовые паркеты сдавались обычно хорошо укрепленные винтами, вычищенные и натертые воском, но без красок. В приемке паркетных работ часто указывалось: «полы настланы, укреплены и вычищены исправно с цировкой цветов». Для чистки паркета применяли рыбью кожу, называвшуюся в продаже фишаут, а также хвощ.

    Деревья, употреблявшиеся для паркетов, были по большей части из твердых пород, мягкие породы, такие, как липа, обычно использовавшаяся при резьбе, были совершенно непригодны для паркета. Местные породы: сосна, береза, дуб, особенно широко применявшиеся в паркетах с XVIII века, — обладают большой устойчивостью, степень их износа невелика. Достаточно указать на великолепные сосновые паркеты Останкина, Архангельского и Муранова, а также вспомнить дуб и березу, прекрасно сохранившиеся на протя­жении полутора столетий в наборном паркете Останкинского дворца-музея и музея-усадьбы Кусково.

    Не особенно высокой устойчивостью обладал так называемый черный мореный дуб, который стремились в наборе заменить другим, более прочным и близким по цвету, но дорогостоящим черным эбеновым деревом. Клен иногда заменялся огарновым деревом, которое отличалось «как большей чистотою, так и крепостью».

Нам близка и понятна простота, ясность и величие русской классики конца XVIII — начала XIX веков. Естественно, что паркетам русской классики мы должны уделить большее внимание. Но было бы совершенно неправильно, если бы мы отбросили весь предшествующий ход развития художественной обработки пола.

Установлено, что ещё в древнерусской архитектуре — с XII по XVII век включительно — для полов употреблялись поливные керамические обожженные плиты. Так, в Черниговском соборе XII века была не только мозаика, но и поливные плиты размером 12?11 сантиметров желтого, зеленого, вишневого и других цветов.

В XVII веке во многих церквах можно было встретить и неполивные плиты. При исследовании церкви XVII века в Останкине под современным дощатым полом был обнаружен пол из квадратных неполивных плит белой обожженной глины.

В кремлевских теремных палатах встречались полы, набранные из цветных изразцов. В патриарших покоях Никона в Московском Кремле полы были также выложены разноцветными изразцами художественной работы.

Полы в Черниговском соборе XII века, по исследованию проф. Б. А. Рыбакова, были сделаны из указанных выше поливных плит и мозаики (рис. 8) 4 Богатые мозаичные наборы подов были в Новгородской Софии (1045 — 1050 гг.), а также в Софийском соборе Киева; последнюю мозаику исследователи датируют XI — XII веками.

Во Владимирском краеведческом музее сохранились от XII века из собора Рождества богородицы в Боголюбове фрагменты поливных (майоликовых) плиток пола лимонно-желтого, ярко-зеленого, розовато-красного и других цветов с изображениями петуха, гуся и пр.

Особенно интересным явлением в первой половине XVIII века была организация нашим великим русским ученым М. В. Ломоносовым мозаичного производства, где изготовлялись смальты из особого состава, изобретенного самим Ломоносовым, который в своих мозаичных работах достиг большого технического и художественного мастерства. Из Ломоносовской смальты был выложен мозаичный пол в стеклярусном кабинете Ораниенбаумского дворца (1762 — 1768 гг.). «Орнаментация этих полов выполнялась приемом флорентийской мозаики, то есть крупными пластинами. Искусные мастера Петергофской гранильной фабрики придавали этим пластинам любые очертания обточкой. На убранство Ораниенбаумского дворца пошло несколько сот пудов Ломоносовской смальты».

К сожалению, смальтовые полы в Ораниенбаумском дворце не сохранились, но об их технике и художественном достоинстве свидетельствует прекрасно сохранившийся такой же работы стол, над созданием которого работали 4 года наши русские мастера.

В первые годы существования Ораниенбаумского дворца в его интерьерах были не только полы, но и панели стен и несколько столов тонкой художественной русской мозаичной работы. Эти полы, композиционно соответствующие изысканным орнаментам плафонов, вместе со стенами и всем убранством создавали высокохудожественные ансамбли.

До наших дней дошли замечательные мозаичные полы Катальной горки Ораниенбаума. В центре главного круглого зала мозаичный пол имеет изображение фазана, держащего в клюве ветку с плодами. От этого центрального пятна концентрическими кругами располагаются полосы с растительным орнаментом.

В 30 — 50-х годах XIX века снова появляется большой интерес к мозаичным полам, которые иногда перевозились, из Рима в Петербург то в виде подлинных античных, то сделанных в Риме в XIX веке русскими мастерами. В связи с дороговизной этой мозаики и учитывая, что наши мастера могут справиться с такой работой, архитекторы Брюллов и Штакеншнейдер сделали распоряжение выполнять такие работы исключительно в мозаичном отделении Академии Художеств. В русских храмах XVII — XVIII и XIX веков встречались также полы, составленные из железных и чугунных плит самых разнообразных рисунков. Такие полы простой орнаментации можно видеть и поныне в Угличе (церковь «На крови»), в Александрове, во Владимире и во многих других городах России.

Более сложные по рисунку чугунные плиты для полов делались в XVIII — XIX веках. Для примера можно привести чугунный иол первой половины XIX века церкви. Всех скорбящих радости на Большой Ордынке, построенной в 1830 году арх. Бове (рис. 9). Этот чугунный пол с центральным кругом, имеющим в середине розетку, с характерной для русской классики XIX века орнаментикой и обрамленный меандром, свидетельствует о том, что чугунные полы переживали те же стилистиче­ские этапы, что и деревянный паркет.

Настоящее исследование ставит главной задачей показать только русский художественный щитовой паркет XVIII — XIX веков в исторической смене стилей: паркет русского барокко, русской классики XVIII века, русской классики XIX века и фабричные модифицированные формы второй половины XIX — начала XX века.

Все прочие виды полов являются предметом специального исследования 
источник информации находится  тут (http://www.floor-cover.ru/parquet/17/)

Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена и в Египте, и в Индии, и в Китае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы. В средние века "паркету" стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства пол из "дубовых кирпичей" достигает к началу XVII века в разных странах Европы. Следует отметить, что художественная форма паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

В общественных зданиях Древней Руси полы делали из дерева, из досок или из "деревянных кирпичей". Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол назывался "косящатым". Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Так, уже в XVII в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый "дубовым кирпичом": паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю в Москве. Но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении.

Паркет начала XVIII в. связан с русской резьбой. Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских Оружейной палаты. В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельной верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.

Архивные документы свидетельствуют, что из "столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца" (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209/643, дело № 38. 1761г.)

Для дворцовых паркетных в 1749г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилового карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей - об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев, среди которых были якаранда, жикитоба, чефраз.

Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркета. В зависимости от материалов паркет носил различные названия: цветной (набранный из привозных деревьев), полуцветной, штучный (набранный из местных пород) и дубовый.

Паркет изготовляли отдельными щитами, поэтому такой паркет получил название щитового. Щит обычно состоял из основания, сбитого из досок, на которые наклеивали планки того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку, состоявшую из сухих брусьев. Щитовой паркет составляли из щитов самой разнообразной формы, в зависимости от рисунка пола: это были квадраты, круги, сегменты, ромбы и др.

При наклеивании цветного дерева на щиты применяли два способа: наборная работа - так называемое маркетри, когда рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали отдельные фрагменты цветного дерева.

В паркетах всегда большую ценность представляла природная окраска древесины. Чрезвычайно важным искусством является и правильный раскол дерева, подбор и укладка под определенным углом соседних клепок. Это и создавало одну из самых характерных особенностей художественного паркета - изменчивую игру дерева на свету. Раскол дерева, в котором направление волокон идет перпендикулярно источнику света, обычно кажется темным, а направление волокон древесины, идущих параллельно источнику света, кажется светлым. Эти свойства древесины широко использовались в паркетных работах. В зависимости от освещенности срезов и от перемещения источника освещения отдельные части паркета то "зажигались" светлыми пятнами, то угасали. Особенно следует отметить в этом отношении щитовой паркет из отечественных пород - сосны, дуба и березы.

При составлении рисунков щитового паркета, иногда паркет подкрашивали и подкуривали. Например, для подкраски в зеленый цвет древесину протравливали железным или медным купоросом. Подкуривание заключалось в том, что часть дерева закапывали в горячий песок и держали до тех пор, пока древесина не побуреет. Для придания дубу от серого до черного цвета его обрабатывали в автоклаве парами аммиака под давлением до 2 атмосфер при температуре 70-85° С в течение 80-120 часов.

Полы из щитового паркета начали применять в России в XVIII веке, а уже в конце века под руководством крепостного мастера Ф.И. Пряхина были выполнены лучшие щитовые паркеты Останкинского дворца. Русские щитовые паркеты XVIII- XIX вв. являются образцами декоративного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и художественных паркетов, как в России.

В XVII - ХIХ вв. всю работу над паркетами выполняли исключительно ручным способом. Массовое производство паркетных щитов в условиях фабрик начали применять только с 70-х годов ХIХ в. Вот почему фабричный паркет получил свое распространение только к началу 80-х годов прошлого столетия. Однако развитие механизированного паркета не означало улучшения его качества. К началу ХХ века почти все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород древесины. При строительстве жилых и общественных зданий широкое применение находят паркетные полы простой укладки. Художественный паркет остановится большой редкостью.

При сборке щитов всякие неточности в расчетах на то или иное помещение всегда можно было исправить фризом паркета, так как его ширину можно было регулировать. Вот почему фризы, как правило, выполняли на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах останкинского дворца-музея в Москве.
Лучший русский художественный паркет XVIII в. сохранился в Китайском дворце в г. Ломоносове и в Останкинском дворце-музее в Москве. Паркет ХIХ в. - в Государственном Русском музее в Зимнем дворце в С.Петербурге. К художественно значительным паркетам, созданным в советское время, относятся паркетные полы в гостинице "Москва", в высотном здании Московской Мэрии и др.

Простота, ясность и величие которые отразились в проекте Останкинского дворца, где принцип симметрии сочетается с лаконичным и торжественным декоративным оформлением интерьеров здания. Художественный паркет этого дворца вошел в истории русского декоративного искусства как одна из ярких ее страниц.

Паркет дворца выполнен в щитовом варианте. Наиболее распространены щиты размером 2х2 аршина, что составляет 1420х1420 мм, реже встречаются 1,5х1,5 аршина (1070х1070 мм) и 5х3 аршина (3550х2130 мм). Каждый щит имеет основание из сосновых досок, на которое рыбьим клеем наклеен лицевой слой. Толщина этого слоя цветного дерева 15-18 мм. Вообще следует сразу оговориться - в бывшем Шереметьевском дворце в Останкино нет двух помещений, где бы рисунок паркета повторялся.

Один из самых красивых и величественных залов дворца - Египетский павильон, на архитектурном облике которого сказалось модное в конце XVIII в. увлечение античностью, в частности архитектурой и искусством Древнего Рима. Сверкающий в лучах солнца паркет и позолота разных изделий, строгие очертания колонн и ограждение хоров, дополненные рельефным настенным фризом, - все это заставляет вошедшего остановиться в минутном оцепенении. Рассматривая детали убранства зала нельзя не обратить внимание на непередаваемую красоту пола. Поле, окаймляющее его центральную часть, несмотря на простоту наборного рисунка выглядит очень парадно. Центральная часть с громадной розеткой приковывает внимание монументальностью и гармоничностью. Такими были полы дворцов еще двести лет назад.

Искусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, но … после "золотого" для художественного паркета XVIII века, и особенно с развитием в XIХ веке массового фабричного производства, его развитие практически замирает на столетие. Устройство паркетных полов из искусства превращается в ремесло. После революции в России краснодеревщиками практически стало нечего делать. Только в 60-х годах, при строительстве высотных зданий, а затем здания для СЭВ ( ныне занимаемое Московской мэрией) и некоторых других объектов, начали "вспоминать" эти работы.

Возрождение художественного паркета началось с реставрационных работ. Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-рестовраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд, но … устройство художественных полов и сегодня большое искусство, кропотливая, ювелирная работа настоящих Мастеров

Источник данного блока информации находится тут (http://www.parketing.ru/history.htm)

Техника художественных паркетов в общем была та же, что и в XVIII веке: наборный паркет изготовлялся из фанеры цветного дерева толщиной от 1,5 до 0,5 сантиметра, наклеиваемой на щиты величиной в 1,42?1,42 метра (2?2 аршина) и толщиной в 6.35 сантиметра (2,5 дюйма). Эта величина щита была стандартной для больших помещений; для малых же апартаментов щиты в зависимости от характера рисунка могли увеличиваться или уменьшаться. Клепка, образующая наборный рисунок, к этим щитам приклеивалась рыбьим клеем, обладающим большой крепостью и устойчивостью. В XVIII веке были широко распространены сорта рыбьего клея; называвшиеся карлугом, скобчатым и ревельским.

Вся работа над паркетами производилась тогда исключительно ручным способом. Об инструментах, которыми производились работы по наборному паркету в XVIII веке, можно составить представление, но дошедшей до нас заявке, поданной в 1749 году в Петергофскую контору мастером-паркетчиком, перечислившим до 20 различных инструментов, необходимые ему для работы. Он просил дать ему: «шерхебелей, шнитхебелей, цынубелей, зынзубелей, штехбелей, рубанков, фуганков, долот: круглых, средних, малых, дольных, резаков, шлиссоков, решпилей, пил ножовок и троегранок, пил с половины круглых и топоров олонецких»

Массовое производство паркетных щитов стало применяться только со времени изобретения в 70-х годах XIX века специальной машины. Русский паркет, насчитывающий несколько сот лет своего существования и имевший самые разнообразные формы, прошел длительный путь своего развития. В истории русского декоративного искусства он занимает значительное место. Особенно необходимо знакомство с паркетом при изучении интерьера, ибо понять и оценить его без учета той роли, которую играет рисунок паркета, невозможно.

В XVIII веке композиционное построение паркета имело неразрывную связь с композиционным решением плафона, а иногда и с основными орнаментальными мотивами стены. Рисунок паркета нередко должен был подчеркнуть общий композиционный замысел всего интерьера, что особенно наглядно можно видеть в Китайском дворце гор. Ломоносова.
В наше советское время, когда создаются большие общественные здания, выполняемые на высоком художественном уровне, необходимо использовать и это богатое национальное наследие декоративного искусства.

Нам близка и понятна простота, ясность и величие русской классики конца XVIII — начала XIX веков. Естественно, что паркетам русской классики мы должны уделить большее внимание. Но было бы совершенно неправильно, если бы мы отбросили весь предшествующий ход развития художественной обработки пола.

Установлено, что ещё в древнерусской архитектуре — с XII по XVII век включительно — для полов употреблялись поливные керамические обожженные плиты. Так, в Черниговском соборе XII века была не только мозаика, но и поливные плиты размером 12х11 сантиметров желтого, зеленого, вишневого и других цветов.



Сайт Bronepol.ru посвящён вопросам применения современных строительных материалов и технологий в условиях промышленного и гражданского строительства. Информационные разделы проекта содержат описания отечественных и импортных строительных технологий и регламенты на строительные и отделочные материалы.
Со всеми вопросами и пожеланиями, пожалуйста, обращайтесь на e-mail: info[@]bronepol.ru